lauretka (lauretka) wrote in peaceinukraine,
lauretka
lauretka
peaceinukraine

Память всегда главнее власти

23 февраля - трагическая дата для ингушей и чеченцев. По приказу Сталина их депортировали в Казахстан и Среднюю Азию. Официальной версией в 1944 году являлась следующая: ингуши и чеченцы сотрудничали с фашистами. Однако, эта версия не подтверждалась официальными документами, и не подтверждается до сих пор. Зато известны случаи, когда ингуши и чеченцы храбро сражались с фашистами за родину, среди них много героев, которых из-за национальности не всех представили к наградам. Только десять вайнахов официально стали Героями Советского Союза.



«Выселение начинается с рассвета 23 февраля…»
Телеграммы Берия Сталину.
Совершенно секретно.

Особая папка. 22 февраля 1944 г.

Для успешного проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям проведено следующее:
1. Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Молаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения.
Молаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые будут ему даны в связи с выселением. Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения. <…>
40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населенному пункту 2-3 человека для агитации.
Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии духовными лицами Б. Арсановым, А.Г. Яндаровым и А. Гайсумовым, они призывались оказать помощь через муллу и других местных авторитетов. <…>
Выселение начинается с рассвета 23 февраля, предполагалось оцепить районы, чтобы воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов.
Население будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена для сбора вещей, а остальная часть будет разоружена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.
Л. Берия
ГА РФ, ф.9401, с.оп.2, д.64, л.161-162.»

В январе 1944 г. войска НКВД прибыли на чечено-ингушские земли и многие разместились, как гости, в домах горцев.
23 февраля, когда в СССР отмечали «День Советской Армии и Военно-Морского флота», во всех населенных пунктах мужчины были созваны на собрания. Никто не догадывался о предстоящей беде. Люди доверчиво отправились в государственные учреждения.
Уже на месте им было объявлено о декрете, в котором говорилось о полной депортации ингушей и чеченцев.
Далее, словно в каком-то чудовищном фильме, людей загоняли в товарные вагоны прикладами, избивали, не давали еды и одежды. Жителей высокогорных сел в долины сгоняли пешком, подгоняя прикладами. Сопротивлявшихся – расстреливали. Больных, чтобы не возиться – расстреливали. Убивали даже беременных женщин, для которых была непосильна долгая дорога в казахские степи.
Чудовищный грех лег на сердце предателей, согласившихся, как ясно из телеграммы Берии, сотрудничать с НКВД, против своего народа, обрекая его на унижение и страшную разлуку с родной землей.

«Из телеграммы И.В. Сталину
Совершенно секретно.
Особая папка. 29 февраля 1944 г.

Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей.
Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов, за исключением высокогорных населенных пунктов.
По 29 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей. Погружено 177 эшелонов, из которых 159 эшелонов уже отправлены к месту нового поселения.
Сегодня отправлены эшелоны с бывшими руководящими работниками и религиозными авторитетами Чечено-Ингушетии, которые использовались при проведении операции.
Из некоторых пунктов Галанчожского района остались не выселенными 6 тысяч чеченцев, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня. Операция прошла организованно и без серьезных случаев сопротивления и других инцидентов.
Проводится проческа и лесных районов, где временно доставлено до гарнизона войск НКВД и опергруппа чекистов. За время подготовки и проведения операции арестовано 2 016 человек антисоветского элемента из числа чеченцев и ингушей.
Изъято огнестрельного оружия 20 072 единицы, в том числе винтовок – 4868, пулеметов и автоматов – 47. <…>
Руководители партийных и советских органов Северной Осетии, Дагестана и Грузии уже приступили к работе и освоению отошедших к этим республикам новых районов. <…>
Для обеспечения подготовки и успешного проведения операции по выселению балкарцев приняты необходимые меры. Подготовительная работа будет закончена до 10 марта, и 15 марта будет проведено выселение балкарцев. Сегодня заканчиваем здесь работу и выезжаем на один день в Кабардино-Балкарию и оттуда в Москву.

Л. Берия

ГА РФ, ф.9401, с. оп.2, д.64, л.161-164.»

Когда Сталин был жив, ингуши и чеченцы не могли вернуться на родину.

В 1953г. появились первые обращения к властям с просьбой вернуться в родные города и села. Самые отчаянные храбрецы приезжали тайно, без разрешения. Но только после смерти Сталина в 1957 году произошло массовое возвращение депортированных. Их дома уже были заняты другими жильцами, и людям приходилось заново начинать строить себе жилье.
Мощи умерших при депортации их дети и внуки нередко привозили для перезахоронения в родную землю.

Из чеченского "дневника Полины Жеребцовой":
23 февраля 2003.

Сегодня день траура.
Я слушала истории стариков, которые во время депортации были детьми. Их рассказы приводят меня в смятение: оказывается, и раньше русские жестоко истребляли мой край. Принудительно в феврале 1944 г. по указу Сталина детей, женщин и стариков, как будто скотину, загоняли в товарные вагоны! Не кормили. Вывозили с родной земли в Казахстан. Многие умирали по пути от неимоверно тяжелой дороги: их тела сбрасывали с поезда. Не давали хоронить!
— Моя мать умерла где-то в середине дороги, – рассказал старик, что живет неподалеку. — Люди, зная, что ее труп бросят на съедение зверям, обманывали, делали вид, что она жива. Я, тогда маленький ребенок, держал ее за руку. Обнимал ее. Когда приехали в Казахстан, удалось ее похоронить по мусульманскому обычаю. Мне повезло. Моя мать была предана земле. Тела многих умерших в пути растерзали звери.
Были те, кто отказывался покидать свои дома, нажитое годами имущество, были физически не способные к дороге: таких людей расстреливали или сжигали живьем, как это случилось в ауле Хайбах. Всех — стариков, детей и больных – сотрудники НКВД согнали в большой сарай и заживо сожгли. Тех, кто пытался вырваться и спастись, расстреляли.

Истории Саида

Находясь в Финляндии в лагере беженцев в 2013 году, я и мой муж написали плакаты и повесили на окна дома, где проживали.
«Депортация чеченцев и ингушей не должна повториться!», «Депортация 1944 года – это позорнейшая страница в истории!». Дети беженцев подбегали и удивленно спрашивали меня: «Что такое «депортация»? «Что значит эта бумага на вашем окне?».
И я рассказывала им все, что слышала о тех годах, от стариков в городе Грозном.
О Хайбахе, где были заживо сожжены около тысячи человек, о том, как солдаты расстреливали калек, детей, стариков. О вагонах, где мучились и умирали в пути ингуши и чеченцы.
Взрослый мужчина, сосед по лагерю беженцев по имени Саид, тоже поведал несколько историй услышанных от своих родных, депортированных в 1944 году.
Он рассказал о женщине, которая увидев, что ее односельчанка умерла в пути, стащила с мертвой часть одежды и взяла себе. Другой чеченец стал угрожать ей смертью за недостойное поведение. Взявшей чужие вещи пришлось их вернуть, хотя она и замерзала.
Когда солдаты врывались в дома и приказывали выходить, у многих нечего было одеть на детей. Одна из женщин разорвала наволочки с подушек, чтобы обмотать ими ноги своим малышам.
Был в селе Джагларги человек, которого все считали чудаком. То ли сон ему привиделся, то ли предчувствие у него было. Он ходил по дворам за несколько месяцев до депортации и говорил: «Нас разлучат с родной землей. Нас увезут зимой, когда будет холодно! Запасайте еду! Покупайте теплые вещи!». Никто не слушал странного человека. Односельчане смеялись над его словами. Когда выпал первый снег, он первым купил овчинный тулуп, а до этого успел зарезать свою корову и насушить мясо: оно пригодилось в дороге.
В ссылке многие умерли от голода на чужих землях. Был случай в Казахстане, когда взрослый чеченец нашел ребенка на улице. Ребенок просил милостыню. Он забрал его в свою семью, вырастил со своими детьми. Мальчик взял его фамилию. Когда через много лет нашлись настоящие родственники, с которыми он потерялся во время высылки, и попросили его поменять фамилию, он – отказался. Сказал: «Я никогда этого не сделаю! Меня спас этот человек!».

***
Среди историй 1944 года, рассказанных соседом по лагерю беженцев, Саидом, была одна о швейной машинке и маленьком проказнике.
Маленький мальчик часто наблюдал, как мать шила. Его мама была отличной швеей и таким образом зарабатывала на жизнь: к ней обращались соседки с просьбами сшить халат или юбки. А мальчик всегда хотел покрутить ручку швейной машинки – это была его главная мечта.
Мать не разрешала и гоняла сорванца. Отец сказал, чтобы он и думать забыл о таком баловстве, ведь мальчик мог испортить ценную и дорогую вещь. Шейная машинка «Зингер» стоила больших денег!
Когда солдаты советской армии велели всем чеченцам спуститься с горных сел и аулов, люди, идущие в неизвестность, старались взять с собой наиболее важные вещи: ведь никто не знал, что их ждет впереди.
Мужчины брали инвентарь, дети старались взять какие-то игрушки, а женщины забирали с собой, как им казалось, то, что позволит выжить, сделать уютным дом. Многие взяли швейные машинки. Ведь каждая женщина думала о детях, о семье.
С этим скарбом несчастные из сел Регита, Ачеришки, Джагларги, спустились в определенное место в долине, близ села Ники-хита, которое называли «Джахчу».
Люди шли пешком. Потому как в горных селах не было никакого транспорта. В Джахчу людей грузили в американские «Студебеккеры» и везли к поездам.

Людям объявили, чтобы они оставили свои вещи. Солдаты заталкивали их в товарные вагоны без имущества, обрекая на голод и муки дальней дороги.

Женщины бросали швейные машинки прямо на землю и уходили. Машинок набралось несколько десятков. Они лежали на снегу и манили мальчика. И тогда, маленький человек, который впоследствии стал уважаемым односельчанином Саида, подбежал к своей мечте и стал крутить ручку. Мать звала его, солдаты подгоняли народ, кто-то рыдал и кричал, но лицо мальчика светилось счастьем. Он бегал от одной швейной машинки к другой, и делал то, что ему всегда запрещали…

Полина Жеребцова
Tags: СССР, дата, история
Subscribe
Buy for 20 tokens
1620 — Пілігріми висадились в Америці. 1879 — народився Чупринка Григорій Авраамович, український поет (Огнецвіт, Метеор, Сон-трава, Лицар-Сам), культурний, військовий і політичний діяч, учасник боротьби за народовладдя на теренах Української Республіки і боротьби за її самостійність. Розстріляний…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 30 comments