Иван Богун (petrdub) wrote in peaceinukraine,
Иван Богун
petrdub
peaceinukraine

Наследие "холодной войны": На дне Норвежского моря лежит затонувшая суперлодка с ядерным оружием



"Комсомолец" погрузился на дно на глубину 1600 метров вместе с ядерным реактором и двумя торпедами "Шквал" в ядерном оснащении.

В середине 1980-х годов Советский Союз построил суперлодку, подобной которой не было нигде. Эта подводная лодка "Комсомолец", принятая в боевой состав флота в 1984 году, обладала большой скоростью и могла вести бой на огромных глубинах. В советском ВМФ настала новая эпоха.

Но прошло пять лет, и "Комсомолец" со своим ядерным оружием оказался на дне океана, а две трети его экипажа погибли из-за очередного проявления советской некомпетентности.

История "Комсомольца" началась еще в 1966 году. Коллектив конструкторского бюро "Рубин" получил задание начать реализацию проекта 685, или подводной лодки глубокого погружения. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжались восемь лет. Очевидно, это было связано с отсутствием подходящего металла, который мог бы выдержать колоссальное давление на глубине. Но в 1974 году было завершено строительство двойного корпуса, причем внутреннюю его часть сделали из титанового сплава.

Лодка проекта 685 (она же К-278) должна была стать опытным образцом для проведения испытаний в рамках строительства глубоководных советских субмарин будущего. Строительство начали на заводе "Севмаш" 22 апреля 1978 года, а официально закончили 30 мая 1983 года. Необычайно длительный период постройки был связан с трудностями, возникшими при обработке титана.

Длина лодки К-278 была 110 метров, а ширина 12,3 метра. Внутренний корпус был шириной примерно восемь метров. Водоизмещение субмарины составляло 6 500 тонн, а благодаря применению титана вместо стали она оказалась заметно легче. Внутренний корпус был разделен на семь отсеков, два из которых были усилены, став безопасной зоной для экипажа. Там также находилась встроенная в рубку всплывающая спасательная камера, позволявшая экипажу покинуть корабль, находящийся на глубине до 1 500 метров.



Лодка была оснащена водо-водяным реактором ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт, который приводил в действие два парогенератора мощностью 45 тысяч лошадиных сил на валу. Это позволяло лодке развивать подводную скорость 30 узлов, а надводную 14 узлов.

Субмарина была оснащена низкочастотным пассивно-активным гидроакустическим комплексом МГК-500 "Скат" — тем самым, который сегодня используется в ударных подводных лодках проекта "Ясень". Он передавал данные на боевую информационно-управляющую систему "Омнибус-685". Вооружение лодки состояло из шести стандартных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра с боезапасом из 22 торпед типа 53 и противолодочных ракето-торпед "Шквал", движущихся в кавитационной полости.

Подводная лодка "Комсомолец" вошла в боевой состав Краснознаменного Северного флота в январе 1984 года и начала серию экспериментов по глубоководному погружению. Под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского она установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. Это было выдающееся достижение с учетом того, что американская субмарина ее класса "Лос-Анджелес" имела показатель по максимальной глубине погружения 450 метров. Расчетная глубина погружения у этой субмарины составляла примерно 1370 метров. У лодки имелась специальная система всплытия "Иридий" с газогенераторами для продувки балластных систем.



В советском ВМФ лодку К-278 считали неуязвимой на глубинах более тысячи метров. На таких глубинах чрезвычайно трудно обнаружить любую торпеду противника, особенно американскую Mark 48, максимальная глубина у которой составляет 800 метров. Первоначально лодку планировалось сделать испытательной, но к 1988 году она стала в полной мере боеготовым кораблем. Ей присвоили название "Комсомолец", как звали членов коммунистического союза молодежи.

7 апреля 1989 года, находясь на глубине 380 метров, "Комсомолец" столкнулся с проблемами прямо посреди Норвежского моря. На борту находился второй экипаж, только что прошедший обучение. Кроме того, это была испытательная лодка, в связи с чем на ней не было аварийной команды, обеспечивающей борьбу за живучесть.

В седьмом отсеке в кормовой части начался пожар, и пламя повредило клапан подачи воздуха, из-за чего в огонь начал поступать сжатый воздух. Меры борьбы с огнем результатов не дали. Реактор заглушили, и продули балластные цистерны, чтобы лодка всплыла. Но пожар продолжал распространяться, и экипаж боролся с ним еще шесть часов, прежде чем поступила команда покинуть лодку. Огонь был настолько сильный, что из-за высокой температуры от наружного корпуса начали отслаиваться плиты резинового покрытия, повышающие скрытность корабля.

Командир корабля капитан первого ранга Евгений Ванин вместе с четырьмя членами экипажа вернулся внутрь лодки на поиски тех членов экипажа, которые могли не услышать приказ об эвакуации. Далеко Ванин со своей спасательной командой продвинуться не сумел, потому что лодка дала дифферент на корму 80 градусов, и он был вынужден забраться в спасательную камеру. Сначала камера не могла отстыковаться от смертельно раненой лодки, но затем оторвалась от нее. Когда она оказалась на поверхности, от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море двоих подводников. Камера, где находился командир и члены спасательной команды, ушла под воду.



На тот момент погибли лишь четыре человека, но после того, как лодка затонула, многие моряки подверглись переохлаждению в воде, температура которой составляла всего два градуса Цельсия. Через час подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов" и рыболовное судно "Ома", которые спасли 30 человек. Часть из них позже скончалась от переохлаждения и от ран. Из 69 находившихся на борту членов экипажа погибли 42 человека, в том числе, командир лодки капитан 1-го ранга Ванин.

"Комсомолец" погрузился на дно на глубину 1600 метров вместе с ядерным реактором и двумя торпедами "Шквал" в ядерном оснащении. В период с 1989 по 1998 годы было проведено семь экспедиций, чтобы обезопасить реактор и изолировать торпедные аппараты. Российские источники утверждают, что во время этих экспедиций были обнаружены следы несанкционированного проникновения на лодку "иностранных агентов".



Кайл Мизоками- автор статей по вопросам обороны и национальной безопасности.


Tags: СССР, ТОП, история, люди
promo peaceinukraine january 19, 22:02 4
Buy for 20 tokens
"— С каких это пор вы стали угонять машины честных людей! — Это машина Стелькина, а он — взяточник. — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного ученого! Доктора наук! — Одну минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой... — Картотека у него понимаешь ...…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments