vitalyper54 (vitalyper54) wrote in peaceinukraine,
vitalyper54
vitalyper54
peaceinukraine

ОБРАЗ БУДУЩЕГО

У меня есть мечта…
Мартин Лютер Кинг


Думаю, украинцам это тоже может быть интересно:

Очень давно задуманный мной пост, но то не было времени, то настроения, в общем я слегка обленился. Всё же попробую его оживить, кое что придется сократить, кое что добавить, итак:

1. Введение.

Подсмотрено у РОЩИНА еще, кажется, в январе:

…Откуда вдруг такие сильные ветры в нашей, казалось бы, абсолютно герметичной политической системе, сделанной "своими" и "только для своих"? Что вообще заставляет скептически смотреть на режим, а на возможную отставку "гаранта" - не как на фантастику, а как на возможную реальность? Ведь формально президенту ничто не угрожает.

Проблема-то, как ни странно, в пустяке. Не в ценах на нефть, не в инфляции и не в курсе рубля. Про все это отчаянные сторонники "стабильности" не зря говорят, что видали мы курсы и цены похуже, "и ничего". Это ведь и в самом деле так. мы уже видали и нефть по 8 долларов, и доллар по 6000 рублей, и инфляцию по 200% годовых - и пережили это все без особых переворотов и революций. Собственно, при одном и том же президенте - Ельцине.

Что ж в таком случае может угрожать Путину? Отчего возникло вдруг твердое ощущение, что "трон" под ним зашатался в эти дни? Всему виной явление из зыбкой сферы общественной психологии, а именно: это правительство России (в широком смысле) вот уже года полтора демонстрирует всем нам какое-то просто вопиющее отсутствие Образа Будущего. Попросту говоря, оно упорно отказывается отвечать на простейший и в то же время самый насущный вопрос - "Куда плывем?"

Так-то оно, конечно так, только ведь и у оппозиции тоже никакого Образа Будущего НЕТ! Говорят, о каком то переходном периоде, когда должна быть диктатура, люстрации и все прочие “прелести” в наказание за “грехи”, ну мы к этому уже привыкли, чай не при демократии живем. А ЧТО ПОТОМ?...



Сплошной сумбур? Вот небольшая выдержка из, в общем то, программной СТАТЬИ Гарри Каспарова:

Единственным способом выхода из этого правового вакуума может стать созыв Учредительного собрания, призванного осуществить своего рода "перезагрузку" государства, разорвав правовую и историческую преемственность с Советским Союзом и провозгласив создание новой России — наследницы России исторической, уничтоженной большевиками в 1917-1920 годах.

В рамках обновления государства Учредительное собрание должно решить фундаментальные вопросы о форме правления и форме государственного устройства будущей России, принять новую Конституцию, критически необходимые законы о люстрации и десоветизации, а также утвердить новое избирательное законодательство.

Наверное, предполагается, что, когда режим падет под тяжестью экономических проблем, им на смену сразу же придет оппозиция, которая всё это и осуществит. Вопрос только в том, ЧТО ОСУЩЕСТВИТ? И насколько это всё нужно НАМ, простым гражданам этой страны?

Нас всех, конечно, сильно испортила эта марксистко-ленинская философия-идеология. Мы привыкли считать, что “бытие определяет сознание” и в соответствии с этим сидим и ждем, когда же холодильник победит телевизор. Так вот, ждать придется долго, с голоду будем помирать, а ничего не изменится, потому что, чтобы началась хоть какая то “ДВИЖУХА” необходимо наличие еще одного очень важного условия, а именно, необходимо наличие хоть какого то представления о том, чего мы хотим, т.е. МЕЧТА! Так вот, всё как раз наоборот, не “бытие определяет сознание”, а наши мечты определяют наше будущее!

2. МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО!

Конечно, тут имеются в виду не абы какие мечты, а вполне определенные представления о том, каким бы мы хотели видеть наше “идеальное государство”, а также о том, что надо сделать, чтобы такое государство построить?

Если мы собираемся построить дом, то, наверное, уже заранее имеем представление о том, каким он должен быть. Сколько в нем должно быть этажей и комнат и хотя бы приблизительно продумываем его конструкцию, с тем, чтобы он не развалился на второй день после постройки. Почему же с государством должно быть иначе? Прежде всего необходимо, хотя бы мысленно представить себе “государство нашей мечты”, а уже потом можно подумать, как этого достичь.

Вот лишь несколько примеров:

Американская и Французская революции были подготовлены за десятки лет до них работами Гоббса, Монтескье и Руссо, а разве строчки из декларации независимости Соединенных штатов – “Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью” или девиз Французской революции – “Свобода, равенство, братство” не являются попыткой выразить суть этой мечты в двух строчках. Да и коммунистическая идея началась с “Города солнца” Кампанеллы. Ну и последний пример, конечно, украинский майдан 2013-14 гг, движимый мечтой о Европе!

Может быть, пример “коммунистической идеи” покажется неудачным, действительно, эксперимент закончился очень даже неудачно, можно сказать трагически, но это лишь доказывает, что представления о мире сторонников этой идеи были глубоко ошибочны и нисколько не отменяет необходимость МЕЧТЫ! И, кстати, этот опыт еще и показывает, насколько велика может быть ЦЕНА ОШИБКИ в этом деле. К вопросу цены ошибки я еще обязательно вернусь в следующем своем посте, а пока, хотелось бы немного обсудить довольно интересную публикацию (или вернее, теперь уже целую серию публикаций), на которую я случайно наткнулся совсем недавно:

3. РУССКИЙ ОСТРОВ.

Идея идеального русского государства в свое время обыгрывалась еще Василием Аксеновым в его, кстати, совершенно пророческом романе “Остров Крым”, но теперь появилось кое-что более конкретное:

ОТСЮДА:

Мы предлагаем создать Русскую Колонию на одной из свободных мировых территорий и дать возможность переселиться туда всем, кто не может дальше ждать перемен в стране, захваченной криминальной шпаной.

Впрочем, эксперимент, который предлагается, не вполне чист. Все-таки, это не создание полностью суверенного государства, а некая область, которую предполагается заселить выходцами из России, опираясь при этом на законы и власть государства-донора. Я тут не вижу особой проблемы, скажем Брайтон Бич очень хороший русский район в Нью-Йорке, так что вперед за green card и переселяйтесь на здоровье, многие, кстати, так и делают. Но давайте помечтаем, вдруг найдется для нас свободная, не охваченная государственным суверенитетом, территория, или может быть можно в складчину такую территорию выкупить у кого либо. И вот мы все туда приедем и, что дальше?...

Почему мы вдруг решили, что получится у нас “демократический идеал”, а не “Остров повелителя мух” из одноименного романа Уильяма Голдинга? Кстати, почитайте, весьма рекомендую. Ведь мы все пока еще имеем весьма смутные представления о законах, которые нам нужны и, ГЛАВНОЕ, о конструкции будущей государственной власти, которая могла бы во-первых, обеспечить наилучшее выполнение этих законов, во вторых, была бы способна уберечь нас от узурпации власти и тирании! Вот прежде чем мы с вами отправимся на наш “остров”, давайте все эти вопросы и обсудим!

Эксперимент по созданию совершенно нового государства фактически с нуля в истории человечества уже был и назывался он “покорение Америки”. Чтобы рассказать здесь полностью все перипетии этого процесса, не хватить и десяти постов, поэтому я остановлюсь лишь на одном небольшом эпизоде:

4. ВЛАСТЬ ИСХОДИТ ОТ НАРОДА.

Этот эпизод в истории получил в дальнейшем название Мэйфлауэрское соглашение. Поскольку эта история несколько перекликается с идеей “русского острова” имеет смысл описать ее более подробно:

Мэйфлоуэр название корабля, который в 1620 году перевёз группу английских колонистов-пилигримов а постоянное поселение в Америку. Далее ОТСЮДА:

Почти половину пассажиров «Мейфлауэра» составляла сплоченная община пуритан-браунистов. Браунисты — они же сепаратисты, они же конгрегационалисты, они же «святые» — отличались от прочих пуритан особым свободолюбием, не признавая над собой центральной церковной власти. Их идеалом были маленькие самоуправляемые общины ранних христиан, которые сами выбирали себе лидеров. Как все пуритане, браунисты ратовали за строгость в быту и ритуале, отвергали пышные богослужения и церковную иерархию англикан. Главой англиканской церкви был британский монарх, и он, разумеется, счел подобные взгляды опасными. «Нет епископа — нет короля», — говаривал Яков I. Власти преследовали еретиков: молитвенные дома пуритан по всей Англии закрывали, их лидеров арестовывали.

Община браунистов из Скруби, Ноттингемшир, в 1608 году переселилась в Голландию и много лет провела в Лейдене, но на чужбине не прижилась: иммигрантам казалось, что иноязычное окружение и местные обычаи дурно влияют на их детей. К тому же истекал срок перемирия голландцев с испанцами — католиками, злейшими врагами пуритан. Английские власти меж тем установили за лейденской конгрегацией слежку: они разыскивали старосту-управителя, издателя Уильяма Брюстера за его памфлеты против Якова I и иерархов англиканской церкви, чтобы судить и повесить.

В Европе не было покоя от королей и епископов, так что мысль обживать Новый Свет, подальше от них, казалась браунистам из Лейдена все более заманчивой. Решение уплыть за океан далось нелегко: они были наслышаны о голоде, непосильном труде на неплодородной целине, кровожадных туземцах и прочих тяготах жизни колонистов. Чуть не выбрали Гвиану, но испугались тропической лихорадки и постановили ехать в Северную Америку. Пуритане из лейденской общины помнили о странствиях библейских пророков и поиске Земли обетованной. Грядущее путешествие казалось им похожим на божественное предназначение, следовать которому — основное правило протестантской этики.

Почти три года представители общины в Лондоне добивались от короля Якова I разрешения переселиться за океан. Британская империя владела обширными землями в Северной Америке вдоль побережья Атлантики, но на тот момент у англичан там была всего одна жизнеспособная колония в Виргинии. На этих землях, принадлежавших Лондонской компании, лейденским браунистам в конце концов и было позволено разместиться. Им надлежало отсылать плоды своего труда кредиторам и подчиняться губернатору колонии, которого назначало правление компании из метрополии. Однако собственных средств общине не хватало даже на дорогу, а Лондонская компания находилась на грани разорения. Нужен был кредит, чтобы нанять корабли и запастись продовольствием, — его предоставило объединение лондонских купцов.

Пока пуритане препирались с кредиторами по поводу условий отработки, те набрали в столице еще с полсотни добровольцев — безработных, обедневших ремесленников и торговцев. Люди, которых лейденские эмигранты прозвали «чужаками», были в основном англиканами, и их в итоге оказалось больше, но именно сплоченная община пуритан-сепаратистов стала, как бы сейчас выразились, инициативной группой будущей колонии. Впоследствии летописец колонии и один из лидеров пуритан Уильям Брэдфорд назвал спутников-единоверцев пилигримами — благочестивыми странниками по воле небес. «Они знали, что они пилигримы, — и возводили очи к небесам, их дражайшему отечеству, и успокаивали свои души», — писал он о том, как в тревоге будущие колонисты покидали Лейден ради неизвестности. Под именем отцов-пилигримов они и войдут в историю.

16 сентября 1620 года (здесь и далее даты приводятся по новому стилю. — Прим. «Вокруг света») «Мейфлауэр» наконец отчалил из английского порта Плимут и направился к берегам Америки. На его борту было 102 пассажира: мужчины, женщины — даже беременные, дети. Осень — не лучшее время для дальнего плавания: когда начались штормы, команда и пассажиры испугались, что корабль вот-вот развалится, и чуть было не повернули назад. Но «Мейфлауэр» выдержал.

21 ноября 1620 года взволнованные переселенцы высыпали на палубу, вглядываясь в горизонт: вдали показалась земля. Радость довольно быстро сменилась тревогой. Как пишет Брэдфорд: «Все, что они могли видеть, — это дикие заросли, полные диких зверей и таких же диких людей, и никто не знал, какое их тут множество!»

Скоро выяснилось, что берег, к которому приплыл «Мейфлауэр», находится на сотни миль севернее устья Гудзона, куда он должен был прибыть по соглашению, да и вообще далеко за пределами владений Лондонской компании…

Когда все пассажиры «Мейфлауэра» осознали свое положение, дух свободы начал кружить самые буйные головы. Пошли «недовольные и мятежные», по выражению Брэдфорда, разговоры о том, что отныне переселенцы никому ничего не должны. Назревал бунт и распад сообщества колонистов. Лидеры пуритан решили взять ситуацию в свои руки. Они составили текст договора и представили его на собрании всех совершеннолетних (то есть достигших 21 года) мужчин корабля. Это было знаменитое Мейфлауэрское соглашение — короткий документ, утверждающий объединение переселенцев в самоуправляемый «гражданский политический организм», который сам себя обязывал в дальнейшем жить по законам, каковые сам же и установит. Имя короля и изначальное намерение основать колонию в Виргинии в тексте упомянуты, но и только…

(замечу, что в данном тексте используется название “Лондонская компания” для обозначения компании, управлявшей в то время британскими колониями в Америке, в других источниках используется обозначение “Виргинская компания”)

Вот сам текст (вернее перевод текста) соглашения:

«Во имя Господа Бога, аминь. Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные нашего великодержавного государя — короля Якова, Божьей милостью государя Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры, etc. Предприняв во славу Божию, и во имя распространения христианской веры, и в честь нашего короля и страны путешествие с целью основания первой колонии в северных областях Виргинии, настоящим торжественно и по взаимному согласию перед Богом и друг другом обязуемся объединиться в гражданский политический организм для установления у нас наилучшего порядка, и безопасности, и осуществления вышеуказанных целей; и на основании этого составлять, учреждать и формулировать по мере надобности такие справедливые и равные для всех законы, ордонансы, акты, постановления и должности, которые будут сочтены наиболее подходящими и соответствующими общему благу колонии, коим мы обязуемся подчиняться и их всецело соблюдать. В подтверждение чего мы поставили здесь наши подписи у мыса Код 11 ноября (21 по н. ст. — Прим. «Вокруг света») 18 года правления нашего повелителя короля Якова Англией, Францией и Ирландией и 24-го — Шотландией, Anno Domini 1620».

Для того, чтобы показать роль этого документа в дальнейшем развитии конституциализма в Америке я приведу небольшой отрывок из книги Ханны Арендт “О революции”:

Власть – и для людей Американской революции такое её понимание было самоочевидным по той причине, что было воплощено во всех институтах самоуправления по всей стране – была не только старше революции, но в каком-то смысле старше даже колонизации континента. Mayflower Compact(“Мейфлауэрский договор” (соглашение) был подписан 11 (05) ноября 1620-го на борту судна “Мейфлауэр”, доставившем в Америку из Англии пилигримов (“отцов-пилигримов”), основавших первую постоянную колонию в Новой Англии) был составлен на борту корабля и подписан по высадке. Для нас, пожалуй, не так уж важно, хотя всё же и небезынтересно узнать, вынудила ли пилигримов заключить этот “ковенант”, договор, плохая погода, помещавшая им высадиться дальше к югу в сфере юрисдикции Виргинской компании пожаловавшей им патент, или же они почувствовали необходимость “объединиться вместе” потому, что пассажиры, севшие в Лондоне, были “нежелательной компанией”, ещё на корабле покушавшейся на юрисдикцию Виргинской компании и угрожавшей “взять бразды правления в собственные руки”. В любом случае, они явно опасались так называемого “естественного состояния”, нехоженой пустыни, не имеющей никаких установленных человеком границ, равно как неограниченной инициативы людей не связанных никаким законом. В этих опасениях нет ничего удивительного; это вполне обоснованное опасение людей, решивших оставить цивилизацию и начать жизнь заново. В этой истории более всего поражает то, что их явственный страх друг перед другом сопровождался не менее явственной уверенностью, что в их собственной власти, никем не дарованной и никем не утверждённой и ещё не подкреплённой никакими средствами насилия, объединиться вместе в “civil Body politick” (англ.), “гражданский политический организм”, который, будучи удерживаем от распада только силой взаимного обещания “в присутствии Бога и друг друга”, в то же время полагался достаточно сильным, чтобы “создавать и вводить” все необходимые законы и органы управления. Этот случай быстро сделался прецедентом и когда менее чем двадцать лет спустя колонисты из Массачусетса эмигрировали в Коннектикут, они выработали свои собственные “Фундаментальные порядки” и “плантационное соглашение” в ещё неисследованной, необжитой пустыне, так что когда наконец подоспела королевская хартия чтобы объединить новые поселения в колонию Коннектикута, она санкционировала и подтвердила уже существующую систему правления. И именно по той причине, что королевская хартия от 1662-го только санкционировала Фундаментальные порядки от 1639-го, та же хартия могла быть принята практически без изменений в 1776 как “Гражданская Конституция данного Штата под исключительной властью его народа, независимого от любого короля или правителя”.

Несколько слов в заключение. Конечно, для небольшой общины, в которой все друг друга знают, может быть вполне достаточно и простого соглашения, но для государства этого совершенно недостаточно, потому что мало просто учредить закон, надо еще и обеспечить выполнение этого закона всеми, а для этого нужна определенная конструкция самих властных органов, конструкция, обеспечивающая разделение властей и предохраняющая как от безвластия, так и от государственного произвола. Но всё это я постараюсь вынести на ваше обсуждение в следующих постах и прежде всего необходимо бросить взгляд назад, на нашу собственную историю.

P.S. Мой следующий пост еще не написан, но я уже придумал для него название. Он будет называться “Власть, как угроза”.

Tags: США
Subscribe
promo peaceinukraine февраль 24, 2018 13:00 1
Buy for 20 tokens
Лариса Вакульницька зробила велику роботу й розшифрувала свідчення на суді колишнього міністра оборони М. Коваля. Прочитайте, хто любить уважно читати і думати. 1. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=738765602982710&id=100005478302156 2.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments