AnatoliGreen (anatoligreen) wrote in peaceinukraine,
AnatoliGreen
anatoligreen
peaceinukraine

Илон Маск — уникальный изобретатель, который хочет изменить мир, заселив людьми космос, перевернуть сферу скоростного транспорта и изменить наше представление об автомобилях.

О своей жизни и планах он расказал в интервью журналу Rolling Stone.


Интервью проходило в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, Калифорния. Стол Маска в этом офисе находится не за закрытой дверью в отдельном кабинете, а в доступной угловой кабине, украшенной сувенирами из космоса, фотографиями его ракет и безделушками от Tesla и других компаний.

На видном месте висит плакат с изображением падающей звезды и подписью: «Если загадать желание на падающую звезду, ваши мечты могут сбыться. Если только это не метеор, мчащийся к Земле, который уничтожит всю жизнь. Тогда тебе не повезет, что бы ты ни пожелал. Разве что смерть от метеорита…».

Маска, вероятнее всего, запомнят как одну из важнейших фигур этого тысячелетия, а дети на всех терраформированных планетах Вселенной будут отмечать День Маска — землянина, который в одиночку провозгласил эпоху колонизации космоса.

И это лишь одна из амбиций предпринимателя. Другие включают перевод автомобилей, домохозяйств и промышленности на чистую энергию вместо ископаемого топлива; внедрение новой формы высокоскоростного городского транспорта в вакуумной трубе; разгрузка пробок на дорогах при помощи подземных туннелей; создание нейрокомпьютерного интерфейса, который улучшит здоровье и мыслительные возможности людей; спасение человечества от будущих угроз искусственного интеллекта, который может озвереть и устроить геноцид, пусть и рациональный, но уничтожающий человеческий вид.

На текущий момент 46-летний Маск не добился ни одной из этих целей.

Но то, что он сделал — таким может похвастать очень немного людей. Не имея никакого опыта, он прорвался в две области с изумительно высоким порогом вхождения — автопроизводство (Tesla) и ракеты (SpaceX) — и создал лучшие продукты в этих отраслях, по всем возможным критериям оценки. В процессе этого он смог убедить мир в своем умении достигать целей столь высоких, что озвученные любым другим они показались бы фантазиями.

New York Times назвал Маска «возможно, самым успешным и важным предпринимателем в мире». Почему бы и нет? Он, вероятно, единственный человек, который создал 4 миллиардных компании: PayPal, Tesla, SpaceX и Solar City. Но где-то в глубине души Маск не бизнесмен и не предприниматель. Он инженер, изобретатель и, как он выразился, «технолог». И будучи естественно одаренным инженером, он может найти неэффективность дизайна, недостатки и огрехи в инструментах, которые влияют на нашу цивилизацию.

«Он способен видеть вещи четче любого другого, кого я знаю», — говорит его брат Кимбал. Он рассказывает о любви своего брата к шахматам в его ранние годы и добавляет: «В шахматах есть такая штука: вы можете видеть на 12 шагов вперед, если вы гроссмейстер. И в любой конкретной ситуации Илон может видеть на 12 шагов вперед».

Достижение Маска заключается не в том, чтобы просто создать электромобиль за 35 000 долларов, а в том, чтобы создать электромобиль за 35 000 долларов, который будет настолько хорош, что вынудит других автопроизводителей целиком и полностью отказаться от бензиновых автомобилей. Неудивительно, что через 2 месяца после старта производства Model 3 GM Jaguar и Land Rover объявили, что планируют отказаться от бензиновых автомобилей и полностью перейти на электричество.

О работе

Самая интересная достопримечательность в округе Лос-Анджелеса, привлекающая туристов, не найдется ни в одном из путеводителей: это тихое место к югу от Хоторна, рядом со SpaceX. Если пройти по бульвару Креншоу от бульвара Джека Нортропа к 120-й улице, вы увидите, как строится город будущего. Это город Маска, альтернативная реальность, триумф футуристического воображения, волнующий больше, чем парк Диснея. В западной части улицы над штаб-квартирой SpaceX возвышается 47-метровая ракета, символизирующая мечту Маска об относительно недорогих межпланетных путешествиях. Эта ракета была первой в истории человечества, которая взлетела в космос, а затем была восстановлена на Земле после отделения и снова запущена в космос. В восточной части улицы был выкопан первый туннель для Boring Company, которая занимается поиском решения пробок в виде создания подземной сети туннелей и является домом для всех его земных транспортных проектов. В полутора километрах от бульвара Джека Нортропа на повороте лежит белая вакуумная труба. Это испытательный трек для Hyperloop, высокоскоростной формы междугородних сообщений. Вместо мечты города Маска обещают соединить планеты Солнечной системы так, чтобы изменить фундаментальное отношение к двум важнейшим аспектам реальности: расстоянию и времени.

Есть и отдельное здание в городе Маска, которое редко посещают. Туда-то Маск меня и ведет. Это Tesla Design Studio, где он собирал по крупицам грузовик Tesla и другие прототипы транспорта будущего со своей командой дизайнеров и инженеров.

За дверью охранник берет мой телефон и диктофон, и мне дают старомодную ручку и бумагу, чтобы я мог делать заметки. Затем Маск заводит меня в здание и показывает грузовик Tesla, который должен будет озеленить сферу грузоперевозок.

Четыре ключевых члена команды Tesla тоже здесь — Дуг Филд, Дж. Б. Штраубель, Франц фон Хольцхаузен, Джером Гильен. Они внимательно смотрят, как Маск впервые исследует новую конфигурацию кабины. Гильен объясняет идею: «Мы просто подумали: чего хотят люди? Они хотят надежности, они хотят низкой стоимости и комфорта для водителя. Теперь грузовик выглядит так».

Это прекрасный пример идеи, которой вдохновленные Маском визионеры по всему миру поклоняются будто религии: первые принципы мышления. Если вы хотите создать или внедрить инновации, начните с чистого листа. Не принимайте никаких идей, практик или стандартов только потому, что все так делают. Например, если вы хотите сделать грузовик, он должен иметь возможность надежно перемещать груз из одного места в другое, и вы должны придерживаться существующих законов физики. Все остальное — детали, предметы переговоров, включая и правительственные постановления. Пока вы помните, что цель состоит не в том, чтобы изобрести велосипед, а в том, чтобы сделать лучший, без разницы, будет он похож на предыдущие или нет.

В результате такого образа мысли Маск способен рассматривать отрасль гораздо объективнее, чем другие, которые работали в этой сфере всю жизнь.

«Мне открыто говорили, что это невозможно и что я лжец», — говорит Маск о первых днях Tesla.

«Но у меня есть автомобиль, и на нем можно ездить. Это не какой-то гребаный единорог. Он настоящий. Иди, катайся. Разве можно отрицать очевидное?», — отметил он.

Когда Маска спрашивают, как он пришел к какой-то идее, решил проблему или решил начать бизнес, он обычно описывает такую схему:


  • Поставь вопрос

  • Собери как можно больше сведений о нем

  • Разработай аксиомы на основании сведений и попытайся определить вероятность истинности каждой из них

  • Сделай вывод из умозаключения, чтобы определить: корректны ли эти аксиомы, релевантны ли они, действительно ли приводят к такому выводу, с какой вероятностью?

  • Попытайся опровергнуть вывод. Поищи опровержений у других.

  • Если никто не может опровергнуть твой вывод, ты, вероятно, прав, но это не точно.

«Это научный метод. Он помогает разобраться в сложных вещах», — заключает Маск.

Но большинство людей его не используют. Они принимают желаемое за действительное. Они игнорируют контраргументы. Они делают выводы, основанные на том, что делают и не делают другие. В результате получается, что «это правда, потому что я так сказал», но не потому, что это объективно правда.

«Основополагающее намерение Tesla, по крайней мере моя мотивация, заключается в том, чтобы ускорить использование возобновляемых источников энергии. Это единственный способ перехода к устойчивой энергетике. Изменение климата — крупнейшая угроза, с которой человечество сталкивается в этом веке, не считая искусственного интеллекта», — пояснил Маск.

«Не хочу быть Кассандрой, но все веселятся, пока кому-то не выбьют глаз. Такой точки зрения на изменение климата придерживаются все, кто хоть немного не сумасшедший в научном сообществе», — отметил предприниматель.

В течение следующих 20 минут Маск осматривает грузовик Tesla. Сперва комментирует технические детали, вплоть до недостатков и преимуществ различных типов сварки. Затем переходит к дизайну, в частности к функции комфорта водителя, которую нельзя указать здесь, не оказавшись за решеткой.

«Вряд ли кто-то купит его из-за этого, — говорит он своей команде. — Но если вы собираетесь делать продукт, делайте его красивым. Даже если это не повлияет на продажи, я хочу, чтобы он был красивым».

Маск полагает, что наши личности могут быть на 80% созданы природой и на 20% — воспитанием. Каким бы ни было это соотношение, если вы хотите понять будущее, которое создает Маск, нужно понять прошлое, которое создало его, включая и его страхи перед человеческим вымиранием и одиночеством.

О детстве

Первые 8 лет своей жизни Маск жил со своей матерью Мэй, диетологом и моделью, и отцом Эрролом, инженером, в Претории, Южная Африка. Он редко видел их обоих.

«У меня не было няньки или чего такого. У меня была только экономка, которая следила за тем, чтобы я ничего не сломал. Она не смотрела за мной. Я мог делать взрывчатку, читать книжки, строить ракеты и заниматься тем, что могло убить меня. Я в шоке, что у меня все пальцы на руках. Меня воспитали книги. Книги и родители», — рассказал Маск.

Некоторые из этих книг помогают объяснить, как строится мир Маска, в частности, серия «Основание» Айзека Азимова. Все эти книги сосредоточены вокруг работы провидца по имени Гэри Селдон, который изобрел научный метод предсказания будущего, основанный на поведении толпы. Он видит, что человечество ждут 30000-летние Темные века, и создает план по отправке научных колоний на далекие планеты, которые помогут цивилизации смягчить неизбежный кризис.

«Азимов определенно оказал влияние, потому что он серьезно описывал «Историю упадка и разрушения Римской империи» Гиббона в рамках современной галактической империи. Я извлек из этого такой урок, что необходимо действовать так, чтобы продлить существование цивилизации, минимизировать вероятность наступления темных веков и снизить длительность темных веков, если они настанут», — пояснил Маск.

В то время Маску было около 10 лет.

За 2 года до этого его родители развелись, и он с братом и сестрой — Кимбалом и Тоской — остались с мамой. Но как рассказывает Маск, «мне стало жалко моего отца, потому что у моей матери было трое детей. Он выглядел очень грустным и одиноким. Я подумал, что могу составить ему компанию».

Перебраться к отцу было не лучшей идеей. По словам Илона, у Эррола был чрезвычайно высокий коэффициент интеллекта — «блестящий инженер, блестящий» — и он был самым молодым человеком, получившим квалификацию профессионального инженера в Южной Африке. Когда Илон приехал жить к нему в Лонг-Хилл, пригород Йоханнесбурга, Эррол, по его собственным словам, зарабатывал деньги в опасных мирах строительства и добычи изумрудов — порой настолько много, что не мог безопасно их хранить.

«Я хорошо разбираюсь в инженерном деле, потому что унаследовал его от своего отца, — говорит Маск. — Что было сложно для других, было просто для меня. Некоторое время я думал, что все настолько очевидно, что об этом должны знать все».

Но у отца Маска была еще одна сторона, которая оказалась очень важной, Маск не говорит, в чем это проявлялось, но называет его «ужасным человеком».

«Мой отец не бил меня. Только когда я был очень юн», — добавил он.

Тему об отце Маск продолжать не захотел и даже расплакался во время разговора о нем.

Сам Эррол в письме сообщил: «Меня обвиняли в том, что я гей, мизогинист, педофил, предатель, крыса, дерьмо (довольно часто), ублюдок (так говорили женщины, которых я отвергал) и многом другом. Моя собственная мать сказала мне, что я «безжалостен» и мне стоит быть более «человечным». Но я люблю своих детей и сделаю ради них все».

Будучи взрослым, Маск с таким же оптимизмом, с которым переехал к отцу ребенком, перевез своего отца, жену отца и их детей в Малибу. Купил им дом, машины и лодку. Но его отец, говорит Илон, не изменился, и Илону пришлось разорвать отношения.

«По моему опыту, сделать нельзя больше ничего. Ничего. Ничего. Жаль. Я все перепробовал. Угрозы, вознаграждения, взывал к разуму, эмоциям, пытался сделать все, чтобы изменить своего отца к лучшему, но не смог, он лишь хуже стал», — рассказал Маск.

В школе Илон также сталкивался с проблемами: «Очень долгое время я был самым маленьким и юным ребенком в классе, потому что мой день рождения приходился буквально на последний день, до которого принимают в школу, 28 июня. Школьные банды буквально охотились за мной».

Маск отложил книги и начал учиться отбиваться — каратэ, дзюдо, борьба. Это физическое воспитание в сочетании с рывком роста дало ему 180 сантиметров роста к 16 годам, вселило в него уверенность и научило давать сдачи.

Когда он подрался с самым крупным хулиганом в школе и вырубил его одним ударом, Маск заметил, что тот больше никогда не нарывался.

О карьере

Когда ему исполнилось 17, Маск покинул колледж и переехал в родную страну своей матери, Канаду, позже получив паспорта для своей матери, брата и сестры, чтобы те смогли присоединиться к нему. Его отец не поверил. «Он говорил, что я вернусь через 3 месяца, что я никогда этого не сделаю, что я никогда не сделаю ничего для себя».

После того как к Маску пришел успех, его отец вписал себя в титры — на Википедии можно найти тот факт, что он очень помог Илону. «Якобы он дал нам кучу денег для начала, чтобы я с братом запустил первую компанию (Zip2, которая предоставляла путеводители по городам). Это не так», — говорит Маск.

«Ему было все равно. Он не платил за колледж. Мы с братом платили за колледж за счет стипендии, кредитов и работы на двух работах. Финансирование, которое мы собирали для нашей первой компании, поступило от небольшой группы случайных ангельских инвесторов в Кремниевой долине», — пояснил предприниматель.

История карьеры Маска украшает его стол. На нем стоят причиндалы практически из всех его компаний, даже чашка от X.com, первого онлайн-банка, созданного им, который стал PayPal. Продажа Zip2 принесла 22 миллиона долларов лично Маску, которые он затем вложил в начало X.com. Выручив 180 миллионов долларов от продажи PayPal, он стартовал с SpaceX, вложив в нее 100 миллионов долларов, вложил 70 миллионов в Tesla, 10 миллионов в Solar City и оставил немного себе.

Кто же такой Илон Маск?

«Я пытаюсь делать полезные вещи. Это приятное стремление. И полезное означает, что это полезно для остального общества. Полезны ли они потому, что работают и улучшают жизнь людей, делая будущее лучше и настоящее тоже? Думаю, нам стоит пытаться сделать будущее лучше», — объясняет Маск.

Когда я прошу его дать определение слову «лучше», Маск уточняет: «Было бы лучше, если бы мы смягчили последствия глобального потепления и сделали воздух в городах чище и не выкапывали бы большое количество угля, нефти и газа, они все равно закончатся. И если бы мы были многопланетным видом, это уменьшило бы вероятность того, что какое-нибудь одно-единственное событие, природное или техногенное, уничтожило бы нашу цивилизацию, как динозавров. В ископаемой летописи есть 5 событий массового вымирания. Люди этого не понимают. Если вы не таракан или гриб, ну или губка, вам конец».

Он смеется и добавляет: «Это страхование нашей жизни, и будущее будет гораздо более вдохновляющим, если мы будем среди звезд и сможем переехать на другую планету, если захотим».

Затем он стремится повысить эффективность на каждом уровне: что люди принимают за промышленный стандарт, если есть куча возможностей для значительных улучшений?

Таким образом, Маск подталкивает конечный продукт к эстетической красоте, простоте, крутости, гладкости и, как выражается он сам, «потрясности».

На протяжении всего этого процесса всплывает еще один элемент, которым мало кто занимается: персонализация.

Помимо всего этого, самое безумное или восхитительное для сотрудников Маска, в зависимости от должности, это временная шкала, по которой он рассчитывает сроки выполнения работ. Например, однажды, когда я посещал SpaceX, несколько сотрудников бешено сновали из офиса на автостоянку, туда и сюда, через дорогу. Оказывается, во время встречи он спросил их, сколько времени потребуется, чтобы убрать штатные машины и начать копать первую скважину для туннеля Boring Company. Ответ: две недели.

Маск спросил, почему, и, получив необходимую информацию, заключил: «Давайте начнем сегодня и посмотрим, насколько большую дыру мы можем выкопать начиная сегодняшним днем и до воскресного обеда, по 24 часа в сутки». Через 3 часа машины исчезли и в земле была дыра.

С другой стороны, Маск печально известен тем, что устанавливает амбициозные сроки, которые часто не может соблюсти. Первоначальные сроки выпуска Roadster, Model S и Model X были перенесены, а Model 3 — со списком ожидающих почти в полмиллиона человек — испытывает серьезные задержки производства. Тому есть много причин, но, по мнению Маска, «лучше делать что-то хорошее и быть первым, чем делать с опозданием». Маск сделает, что задумал, пусть и не в срок. Потому что если он не может этого сделать, он не будет притворяться.

Об искусственном интеллекте

OpenAI — это некоммерческая организация, цель которой состоит в минимизации опасностей искусственного интеллекта, а Neuralink работает над тем, как внедрить технологии в наши мозги, чтобы создать нейрокомпьютерный интерфейс.

Если кажется, что эти идеи противоречивые, подумайте еще раз. Neuralink позволит нашим мозгам идти в ногу с развитием искусственного интеллекта. Машины не могут перехитрить нас, если у нас будет все, что есть у машин, плюс все, что есть у нас. По крайней мере если вы предполагаете, что то, что имеется у нас, на самом деле преимущество.

Задача, с которой Маск столкнулся в OpenAI, двояка. Во-первых, сложно построить что-то умнее тебя, потому что это умнее тебя. Добавьте к этому тот факт, что искусственный интеллект не испытывает угрызений совести, нравственности, эмоций — и человечество будет в полном дерьме.

Другая проблема в том, что OpenAI — некоммерческая организация, конкурирующая с DeepMind Google, у которой ресурсов побольше. Маск говорит, что он инвестировал в DeepMind с намерением наблюдать за развитием искусственного интеллекта Google.

«У Facebook, Google и Amazon — и, конечно, Apple, но она заботится о личных данных — больше данных о вас, чем вы можете припомнить», — говорит он.

«Существует риск концентрации силы. Поэтому если общий искусственный интеллект представляет экстремальный уровень силы, кто должен его контролировать? Несколько людей в Google, которым по сути все равно?», — опасается Маск.

Он считает, что «борьба за превосходство искусственного интеллекта на национальном уровне, скорее всего, станет причиной Третьей мировой».


Tags: США, люди
Subscribe
Buy for 20 tokens
Лариса Вакульницька зробила велику роботу й розшифрувала свідчення на суді колишнього міністра оборони М. Коваля. Прочитайте, хто любить уважно читати і думати. 1. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=738765602982710&id=100005478302156 2.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments