
Аристотель считал, что настоящая демократическая свобода достигается постоянной ротацией людей на властных позициях, чтобы каждый гражданин имел возможность по очереди быть управляемым и править.
В афинской демократии времён её расцвета большинство мандатов распределялось сроком на 1 год (судей назначали вообще на 1 день), притом, повторное выдвижение допускалось только один раз и не раньше, чем через год после завершения первого срока.
И - нет, выдвиженцы попадали на должность не путём избрания, а по жребию. Потому как, сообщает нам Аристотель, избрание - метод не демократический, а олигархический: слишком много разных мотиваций найдётся у голосующего, чтобы отдать голос кому-то, а раз так, то есть возможность эти дополнительные мотивы подкинуть. Жребий же выбирает из равных и готовых работать совершенно неподкупно, не умаляя и не преувеличивая ничьих достоинств.
Год работы на властной должности оплачивался весьма неплохо, а результаты оценивались общественным уважением или неуважением. Репутацией, то есть. Но никакие успехи не позволяли человеку задержаться во власти. Потому что именно этого нельзя допускать.
Механизм постоянной ротации устраняет «человеческий фактор». Система власти не должна от него зависеть. Человек может ошибиться, может проявить слабость и не устоять перед соблазном.
Рядовой гражданин может «махнуть рукой», самоустраниться от общего дела («рес публика») и сказать: у этого парня, вроде, хорошо получается - пусть продолжает! Нет, нельзя! Потому что «хороший парень» тоже может расслабиться, уютно окопаться на властной позиции, решив, что если у него получается лучше, чем у остальных, то ему и позволено может быть чуть больше. За заслуги, как бы.
А категорическое «нельзя второй раз» означает, что занятое тобой на год место - не твоё. И никогда не будет твоим. И даже задумываться нет смысла о том, какие от этого места во власти можно получить дополнительные преференции, кроме зарплаты и уважения. Потому что завтра ты гарантированно станешь рядовым гражданином. Разница только в том, станет ли после года твоей работы лучше или хуже всем - и тебе в том числе. И ещё в том разница, станут ли тебе уважительно кланяться при встрече или будут плевать вслед.
Демократия не в лучшем выборе, а в лучшем способе. В способе, минимизирующем коррупционные возможности до предела.
А насчёт смены лошадей на переправе... Если конь за пять лет не преодолел переправу, а тем более - за 20 лет, то сами подумайте, нахрен кому нужна застрявшая посреди брода скотина.
Марина Шаповалова
Community Info